Закон о несостоятельности и банкротстве юридических лиц: кому он выгоден

Известно, что закон «О несостоятельности (банкротстве)» впервые был принят в Российской Федерации в 1992 году и ориентировался исключительно на действующие предприятия того времени. Множество положений, прописанных в официальном документе, не имели под собой никакой практики и ранее не были задействованы в судебных разбирательствах, поэтому уже через 6 лет была принята вторая редакция с множеством поправок и адаптацией под реалии.

 Однако и той версии не суждено было стать окончательной, так как уже в 2002 году на основании двух предшествующих документов разработан ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», который действует и ныне.

Правда, за 16 лет принято множество поправок и изменений в конкретных статьях закона, в результате чего он несколько раз менял свою ориентацию и становился выгодным то одной, то другой стороне. Последние изменения, вступившие в силу с 1 января 2020 года, внесли некоторую ясность в полярность государственного документа,.

О чём закон

Данный нормативный документ призван регулировать процессы:

  • Признания юридического лица банкротом.
  • Реализации активов юридического лица для погашения долговых обязательств перед кредиторами.
  • Выбора процедур банкротства.
  • Распределения средств, полученных от реализации активов юридического лица, между представителями пострадавшей стороны.
  • Назначения арбитражных управляющих и их действий в связи с признанием юридического лица банкротом.
  • Подачи ходатайств, заявлений и других документов по делу.
  • Отмены решений о признании юридического лица банкротом.

Таким образом, можно выделить основные положения и моменты, касающиеся действующих лиц разбирательства – кредиторов, должника, арбитражного управляющего и в некоторых случаях государственных органов.

Переориентация

С момента вступления в силу последних изменений в Закон о банкротстве юридических лиц 2020 наблюдается некоторая смена основного курса влияния и перераспределение сил.

Если в предыдущих редакциях документа у ответчика было достаточно большое количество привилегий, включая возможность выбора кандидатуры арбитражного управляющего, что автоматически делало процедуру банкротства потенциально выгодной для должника, то новые поправки лишили его такого права.

Теперь назначать управляющих и саморегулируемые органы арбитражных управляющих, в которых они числятся, могут и обязаны сами кредиторы. Происходит это на первом их собрании. Здесь же определяется порядок проведения процедур банкротства и очерёдность погашения задолженностей в соответствии со степенью убытков, нанесённых каждому конкретному пострадавшему лицу.

Однако у изменения, призванного восстановить справедливость, есть и обратная сторона медали. Согласно новым положениям, объявить о начале процедуры банкротства должника кредиторы теперь могут без судебного подтверждения несостоятельности, а именно по прошествии трёх месяцев после неуплаты долговых обязательств.

Это новшество касается кредитных организаций и банков, которые весьма эффективно используют его в своих целях, получая существенную выгоду от имущества должника, ушедшего с молотка.

Влияние пострадавшей стороны

Можно ли назвать такую расстановку сил справедливой и честной, будет зависеть от стороны, которая оценивает ситуацию. Естественно, ответчики недовольны положением дел, ведь теперь они никак не могут повлиять на ход событий.

Все бразды правления находятся в руках кредиторов – они назначают управляющих для предприятий, находящихся в процессе ликвидации, они же могут этих арбитражных управляющих сменить.

Более того, все процедуры касательно процесса банкротства – теперь тоже юрисдикция пострадавшей стороны. И это означает, что распоряжаться имуществом, пусть и через руки ответственного лица, они вольны как заблагорассудится.

На что расчёт?

Федеральный закон №127, как и любой другой нормативный акт, принятый государственными органами, подразумевает добросовестное и непредвзятое исполнение обязательств каждой из сторон. И если убрать человеческий фактор, личную выгоду участников и желание получить сверх нормы, изменения новой редакции весьма эффективны и направлены на благое дело – восстановить справедливость и возместить убытки тем, кто стал жертвой недобросовестных деловых отношений.

Однако на практике ситуация несколько иная. Кредитные организации используют нововведения для оперативного объявления неплательщика банкротом, чтобы по самой выгодной цене приобрести его имущество в счёт долга. Это исключает любую возможность мирного разрешения конфликта путём частичной реструктуризации и других встречных шагов со стороны кредиторов.

Но решать, кому выгоден закон о банкротстве, предстоит каждому в отдельности. А мы остаёмся сторонними наблюдателями и будем далее следить за изменениями, которых ожидается ещё очень много.