Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится по решению Арбитражного суда. Порядок его проведения регламентируется ст. 75 Федерального закона №127. Эта процедура проводится после того, как временный управляющий оценит истинное финансовое положение дел компании, и до того, как юридическое лицо будет признано банкротом.

Правила проведения процедуры

Финансовое оздоровление нередко называют антикризисным управлением, поскольку в этот период (обычно он растягивается на 2 года) принимаются меры по восстановлению платежеспособности юр. лица. И как только будут погашены все долги перед кредиторами или займодатели откажутся от своих претензий, процедуру банкротства прекращают. Выплаты производятся в строгом соответствии с графиком, который представляется суду.

Решение приступить к санации принимает общее собрание займодателей. Они оформляют его в виде ходатайства и через временного управляющего передают в суд. Вместе с этим документом предоставляется и план мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости юр. лица. Заметим, этот план должен быть разработан и представлен кредиторам на ознакомление за две недели до того, как они проведут общее собрание.

Антикризисное управление отменяет порядок выполнение обязательств перед займодателями. Суд дает свое согласие на проведение этой процедуры лишь в том случае, если общий долг юр. лица погашен на 20%. Арбитражный суд после принятия решения о проведении финансового оздоровления назначает административного управляющего, в обязанности которого входит выполнение кредитных обязательств перед займодателями в соответствии с составленным планом. Согласно действующему законодательству, первые выплаты необходимо произвести не позднее чем через месяц после того, как было принято решение ввести процедуру санации.

План санации

План мероприятий по восстановлению финансовой стабильности юридического лица во многом похож на бизнес-план. Он состоит из 8 пунктов:

  1. Информация о должнике, перечень объектов, находящихся в собственности, подробная характеристика его деятельности, перспективы развития, информация о кредиторах.
  2. Срок процедуры финансового оздоровления; результаты, которых необходимо достигнуть по ее завершении (прибыль, рентабельность).
  3. Анализ деятельности юридического лица, оценка его финансовой устойчивости (данный пункт очень важен, поскольку зачастую незначительная корректировка хозяйственной деятельности позволяет изменить экономическую ситуацию в лучшую сторону).
  4. Перечень мероприятий, которые будут проводиться для финансового оздоровления; оценка необходимости привлечь дополнительно денежные или людские ресурсы; обоснование запланированных мероприятий по улучшению финансового положения компании.
  5. Возможность расширения производства (увеличения объема выпускаемой продукции или числа оказываемых услуг).
  6. Маркетинговая стратегия продаж.
  7. Подробный анализ программы производства.
  8. Прогнозирование развития бизнеса юр. лица.

Этот план разрабатывается в том случае, когда компания не может самостоятельно выплатить долги по займам. Разработка документа ведется учредителями или участниками юр. лица в строгом соответствии с регламентом, прописанном в ст. 84 закона О банкротстве. Этот документ предлагается для утверждения займодателям, затем передается в суд. Хотим обратить внимание на следующий факт: поправки к закону №127-ФЗ, вступившие в силу в текущем году, дают право каждому займодателю отклонить представленный план санации, если он с этим планом  не согласен. Для этого достаточно подать соответствующее заявление.

С того момента, как начинается процедура санации, с имущества юридического лица снимают наложенный ранее арест, компании запрещается выплачивать дивиденды. Пени и штрафы за несвоевременное внесение платежей по кредитам замораживаются.

Обязанности и права нового управляющего

Полномочия, которыми наделяется назначенный судом административный управляющий, регламентируются ст. 85 упомянутого ранее Федерального закона. Начало и окончание его деятельности – дата принятия решения о введении процедуры санации и дата завершения финансового оздоровления.

Основная функция нового управляющего в рамках процедуры финансового оздоровления – составление реестра требований кредиторов. Кроме того, он обязан:

  • созывать собрание займодателей;
  • контролировать выполнение плана санации;
  • отслеживать погашение долгов.

У нового управляющего есть право участвовать в инвентаризации имущества юр. лица, получать информацию (в том числе и отчеты) о деятельности компании. Его полномочия могут быть прекращены досрочно, если должник успеет выполнить свои обязательства перед займодателями до того, как завершится финансовое оздоровление.

По истечении двух лет после того, как были проведены все запланированные мероприятия по финансовому оздоровлению компании, суд принимает одно из следующих решений:

  • закрыть дело о банкротстве в связи с отсутствием непогашенных задолженностей и жалоб займодателей;
  • ввести внешнее управление предприятием, если еще есть возможность восстановить бизнес;
  • признать юридическое лицо банкротом и открыть процедуру конкурсного производства.

Итак, финансовое оздоровление как процедура банкротства предполагает выполнение ряда мероприятий, которые помогут юридическому лицу улучшить свое экономическое положение и выполнить кредитные обязательства перед займодателями. По итогам ее проведения принимается решение прекратить процедуру банкротства или признать юр. лицо банкротом и открыть конкурсное производство.