СЗВ-М при увольнении сотрудника

 

Сотрудник увольняется. Что должен выдать работодатель ему на руки? Раньше работодатель выдавал работнику справку по форме 2-НДФЛ. После введения новой отчетности работодатель становится страхователем и должен выдавать своему бывшему сотруднику отчет СЗВ-М (ФЗ №27).

И если возникнет вопрос у бухгалтера нужно ли выдавать СЗВ-М сотрудникам, которые уволились из компании, ответ однозначный — да нужно, тем более, что это прописано в законодательном порядке.

Образец такой формы можно увидеть на этом изображении:

СЗВ-М при увольнении сотрудника

 Для чего сотруднику нужен СЗВ-М

При увольнении из организации работник обязательно должен получить копию СЗВ-М. Этот документ подтверждает стаж сотрудника и какой бы договор не был заключен с сотрудником, не имеет значение. Главное здесь, что сотрудник проработал, пусть даже один день и работодатель уплачивал за него взносы.

Работодатели, они же страхователи, заполняют и передают справку СЗВ-М всем работникам компании. Если бухгалтер компании выдает копию документа на руки уволившемуся сотруднику, то выписка делается на одного человека. Это в первую очередь связано с тем, что в отчете содержатся индивидуальные сведения работников. Разглашение их третьим лицам категорически запрещено.

Эти сведения страхователь должен выдавать работникам каждый месяц, не позднее (с 2017 года) 15-го числа, то есть одновременно вместе с передачей отчетности в ПФР.

Если же сотрудник уволился, то выдача СЗВ-М работнику при увольнении должна быть произведена в последний рабочий день сотрудника или в последний день прекращения трудового договора.

Если к примеру сотрудник уволился в сентябре, то страхователь-работодатель должен подготовить ему справку в сентябре и выдать в последний рабочий день сотрудника.

Документ СЗВ-М при увольнении сотрудника выдан. Должен ли работник подтвердить, что документ получен?

Подтверждается ли выдача документа СЗВ-М работниками?

После того как работодатель выдал копию документа на руки сотруднику, он в обязательном порядке должен получить письменное подтверждение, о том, что данный работник действительно получил документ СЗВ-М.

Это может быть подтверждение в виде расписки или же подтверждение в журнале выданных документов, которые ведут в бухгалтерии компании.

Значит  выдача документа подтверждается в обязательном порядке. А если работодатель не выдал уволившемуся сотруднику документ, существует ли какая ответственность?

В законодательном порядке, как таковой ответственности работодатель, за не выданный документ, не несет. Штрафы за это не налагаются ни на компанию, ни на ответственное лицо.

Получите 200 видеоуроков по бухгалтерии и 1С бесплатно:

Единственное что может сделать уволенный сотрудник, написать жалобу либо в прокуратуру, либо в суд, или обратится в инспекцию по труду.

Таким образом, можно заключить, что уволившийся человек в законодательном порядке должен получить копию СЗВ-М в день увольнения и должен расписаться в получении этого документа.

В Федеральном законе (№27) указано, что документ выдается сотруднику, и может сразу возникнуть вопрос, в каком виде выдавать данную справку?

Пример такого бланка подтверждения о получении СЗВ-М на руки при увольнении:

Пример подтверждения о получении СЗВ-М на руки при увольнении

 

Как заполнить СЗВ-М при увольнении работника

При выдаче документа уволившемуся сотруднику, ответственное лицо вносит в документ только его персональные данные, данные других сотрудников компании не вносятся. В справке нужно указать ФИО сотрудника, его СНИЛС, ИНН, сколько времени проработал данный сотрудник в компании.

В третьем разделе, также выбирается первичные документы и указывается форма – исходящая СЗВ-М (исх.). Программа 1С позволяет формировать справку на одного сотрудника.

Очень интересно то обстоятельство, что при выдаче такой справки не имеет никакого значения, как работал уволенный сотрудник по какому договору, трудовой ли это договор или ГПХ. Не важно начислялись ли сотруднику какие выплаты, но важно, что работодатель перечислял по сотруднику страховые взносы.

Кроме того, что этот документ выдается при увольнении, также работодатель должен предоставлять этот документ ежемесячно всем сотрудникам после предоставления документальной отчетности в ПФР.

Однако многие работодатели об этом не знают и справку сотрудникам не дают. Штраф за это конечно не накладывается, но сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию или подать в суд, с требованием возместить ему моральный ущерб. На практике конечно такое не случалось, но это может произойти в любой компании.

Эта справка необходима будет человеку для назначения пенсии. Как только работодатель выдал данный документ работнику, он берет с него расписку в получении справки.

Так что должен выдавать работодатель уволившемуся сотруднику?

  • Трудовую книжку;
  • Справку 2-НДФЛ. Эта форма была утверждена Министерством труда России. В этой справке необходимо указать заработную плату сотрудника за два года. На основании этой справки работнику будут начисляться больничные или декретные на следующем месте работы;
  • Справку СЗВ-М, которая выдается сотруднику в его последний рабочий день со всеми документами;
  • Может какие другие документы, которые непосредственно связаны были с деятельностью работника в этой компании.

Во многих организациях справки по форме 2-НДФЛ выдаются человеку, даже если он не писал заявления на получения такой справки. Это стандартный пакет документ уволившемуся человеку.  Работодатели не должны ждать письменного заявления на выдачу того или иного документа, а обязаны предоставить все своевременно, то что положено по закону.

 

 

Получите 267 уроков по 1С и бухгалтерии бесплатно:

Гарантируем – никакого спама!