Регламент выездных проверок: что нужно знать

Сроки проведения выездной налоговой проверки являются одним из основополагающих факторов регламента данного вида мероприятий. Из-за недостаточной информированности граждан довольно часто уполномоченные структуры пренебрегают ими. С другой стороны, если проверяемое лицо достаточно осведомлено о порядке проведения проверки, оно может защищать свои интересы в различных инстанциях, включая судебные. Мы рассмотрим основные требования к срокам выездных проверок и факторы, которые могут влиять на их изменение.

Установленный порядок

Выездная налоговая проверка осуществляется непосредственно по месту фактического расположения проверяемого лица, а процесс регламентирован соответствующими статьями НК. В первую очередь, следует отметить, что любое проверочное мероприятие подобного плана допустимо только в том случае, если оформлено решение руководителя территориального налогового органа либо его заместителя. В решении указываются:

  • Данные о проверяемом лице, включая юридический или фактический адрес.
  • Данные о руководителе налогового органа с его подписью и печатью.
  • Данные о проверяющих уполномоченных лицах (регистрационный номер служебного удостоверения, имя и фамилия).

Лица, осуществляющие проверку, имеют право получать беспрепятственный доступ к проверяемому объекту при предъявлении вышеуказанного документа и удостоверений, но только в том случае, если именно они указываются в решении как ответственные проверяющие. Во всех остальных случаях юридическое или физическое лицо имеет право отказать в доступе на частную территорию.

Сроки проведения проверок

Существуют строгие ограничения по срокам контрольных мероприятий, которые регулируются НК и могут варьироваться в зависимости от субъекта проверки, объёмов работы и рядя других факторов:

  • До 2 месяцев – если речь идёт о юридическом или физическом лице с простой структурой и отсутствием филиалов. По истечении данного срока проверка должна быть остановлена.
  • Если у проверяемого лица имеют место самостоятельные структурные подразделения, филиалы и обособленные единицы экономической деятельности, для каждого из них срок проверки может продляться на 1 календарный месяц.

Однако существуют и дополнительные обстоятельства, при которых возможно инициирование повторной проверки или продление сроков на некоторое время.

Определяющие факторы

В первом случае повторное мероприятие может быть инициировано вышестоящим контрольным органом, если проводится проверка налоговых служащих. В этой ситуации может быть повторно затребована документация для контрольных мероприятий, проведена инвентаризация или проверка имущественных активов компании.

Продление сроков проверки имеет под собой основание, если проверяемое лицо намеренно не предоставляет требуемые документы либо предоставляет ложную информацию. Правда, в этой ситуации ФНС имеет право решить вопрос иным способом – назначить ту сумму налогов, которую посчитает нужной. Так что в большинстве ситуаций целесообразным будет не препятствовать действиям контрольных органов.

Завершающая стадия

Ограничение сроков распространяется не только на сам процесс проведения мероприятий, направленных на выявление правонарушений или преступлений, связанных с налоговой сферой. Свои требования предъявляются и к последней части данной операции. Как известно, после осуществления проверки уполномоченные должностные лица обязаны составить акт, в котором указаны все правонарушения, взыскания и сроки их погашения. Причём уложиться необходимо в те самые два месяца. Далее акт предоставляется проверяемому лицу для ознакомления.

Здесь есть несколько вариантов развития событий:

  1. Лицо соглашается с вынесенным решением и всеми зафиксированными нарушениями и обязуется устранить их в установленные сроки.
  2. Лицо не соглашается с выводами проверяющих, о чём сообщает в письменном заявлении на имя руководителя налогового территориального органа.

Во втором случае заявитель может оспаривать как часть решений, так и весь акт в целом. На ознакомление с документом отводится 10 дней, за которые проверяемый может определиться с дальнейшими действиями. Далее заявление, если таковое имеет место, отправляется в налоговую для рассмотрения руководством. Этот период также ограничен в соответствии с НК и составляет 15 дней. Вышестоящие лица могут как согласиться с заявлением, так и отклонить его. Но и это не  конец для заявителя. Даже в случае отказа от требований он может обжаловать решение в судебном порядке.

Как видим, вариантов разрешения конфликтных ситуаций довольно много, и от правильности выбора будут зависеть результаты. Поэтому адекватно оценивайте свое положение, вступая в спор с государственными инстанциями.