Налоговые споры: досудебное урегулирование и судебная практика

В последние годы налоговые споры происходят всё чаще. По словам экспертов, в будущем их число не уменьшится, а только увеличится. О том, что представляют собой подобные разногласия и как их урегулировать, поговорим подробнее.

Субъект, предмет и основание налоговых споров

Данный вид споров возникает между участниками налоговых отношений. К их числу относятся граждане страны, компании и предприятия, которые обязаны платить налоги. Кроме них – налоговые агенты (те организации, что обязаны делать перечисления в ПФР, ОМС и налоговую), собственно налоговая инспекция и таможня. Все они и формируют собой такую категорию, как «субъекты налоговых споров».

Предметами споров становятся права и обязанности участников налоговых отношений, а точнее, несогласие одной стороны с действиями или бездействием другой.

Так, если инициатором спора является налогоплательщик, значит, по вине инспекторов были нарушены его права, что и послужило основанием для обращения в суд. Если в роли истца выступает представитель налоговой инспекции, значит, основанием для возникновения спорной ситуации послужило нарушение налогоплательщиком норм действующего законодательства.

Урегулирование конфликтов

Такие разногласия могут быть урегулированы как в досудебном порядке, так и в суде. Как показывает практика, предприниматели стараются конфликты решать мирным путем, не привлекая органы судебной власти. Хотя эксперты признают судебный процесс более эффективным способом восстановить права налогоплательщика.

Если инспектор нарушит правила контроля, грамотный адвокат по налоговым спорам легко сможет доказать этот факт. Правосудие может оказаться на стороне налогоплательщика, даже если в ходе проверки будет обнаружено, что он нарушил закон.

Каждый налогоплательщик вправе самостоятельно решить, каким образом будет урегулирован возникший конфликт с налоговой. Нередки случаи, когда предприниматели, не желая ссориться с госслужащими, стараются не доводить дело до суда. Однако по мнению экспертов такой поступок не всегда приводит к ожидаемому положительному результату.

Досудебное урегулирование

Если после камеральной или выездной проверки инспектор решает привлечь лицо к ответственности, а налогоплательщик с этим решением не согласен, применяется досудебное урегулирование налоговых споров. Любые другие решения налогового инспектора можно оспаривать через суд. Если предприниматель попробует уладить проблему в досудебном порядке, то решение инспектора (если он будет с ним не согласен) можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

На подачу апелляции отводится 10 дней. В течение месяца (иногда дается 1,5 месяца) после ее получения налоговая должна отреагировать. Если это не происходит, то в течение трех месяцев налогоплательщик имеет право обратиться в суд.

Преимущества досудебных разбирательств заключаются в следующем:

  • подавая жалобу в налоговую, не нужно платить госпошлину;
  • если жалоба будет рассматриваться в суде, нужно будет еще и оплачивать услуги адвоката.

Досудебное решение конфликтов проводится в режиме конфиденциальности. Предпринимателю не нужно переживать, что процесс испортит его репутацию. К тому же обращение в вышестоящую налоговую инстанцию не способно усугубить его положение. И еще один плюс: налогоплательщик, обратившийся с жалобой, может следить за ее продвижением на официальном сайте налоговой службы.

Далеко не все знают о подобной возможности, они обращаются в суд, полагая, что так дело пойдет быстрее, но тем самым лишь увеличивают свои расходы. Сегодня во многих случаях обращение не в суд, а в вышестоящие налоговые инстанции становится обязательным. Те, кто не уверен, что сделает всё правильно, обращаются к юристу, адвокату по налоговым спорам.

Урегулирование через суд

Судебная практика по налоговым спорам показывает: такие конфликты вызывают сложности даже у адвокатов, специалистов в данной области. Причина в том, что налоговое законодательство часто меняется. Даже опытному юристу легко запутаться в новшествах. Ему приходится учитывать не только требования отдельных ведомств, но и судебную практику по этим делам. Простой обыватель, не владеющий необходимыми знаниями и опытом, с такой задачей не справится. Потребуется помощь квалифицированного специалиста с большим опытом.

Налоговые споры в последние годы происходят всё чаще, «рекордсменом» стал 2020 год. Многие ошибки налогоплательщиков признаются «типовыми», и эксперты рекомендуют всем ознакомиться с судебной практикой, чтобы подобные нарушения не совершать. Например, инспекторы доначисляли налоги, налагали штрафы, насчитывали пени в тех ситуациях, когда:

  • собственник существенно занижал продажную цену объекта недвижимости (ООО «Деловой центр Минаевский»);
  • владелец заведения общепита не отражал выручку по кассе, скрывал реальные доходы (сеть ресторанов «Корчма Тарас Бульба»);
  • владелец предприятия в ходе налоговой проверки не предоставил инспектору первичную документацию (ООО «ВостСибНефть»);
  • налогоплательщик заключал формальные договоры, что привело к снижению реальной суммы дохода от реализации продукции (ОАО «Ульяновский механический завод №2»).

Итак, налоговые споры возникают между участниками налоговых отношений. Эти конфликты можно урегулировать как в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства. В последнем случае рекомендуется обратиться за помощью к опытному адвокату по налоговым спорам.