Формы и методы налогового контроля

Различные формы и методы налогового контроля позволяют сотрудникам ведомства следить за тем, как налогоплательщики и налоговые агенты исполняют свои обязательства перед государством. Цель госслужащих – выявить возможные нарушения и дать возможность их исправить либо наказать виновных.

Эффективные формы контроля

Существуют разные формы налогового контроля. Наиболее эффективной признают налоговые проверки, которые могут быть камеральными или выездными. Первые проводятся только в стенах налоговой инспекции. Обычно данные проверяются в автоматическом режиме. И если всё в порядке, то о завершении проверки налогоплательщику не сообщают (исключение – НДС, заявленный к возмещению). Если возникают вопросы, от налогоплательщика ждут пояснений или исправлений. В этом случае начинается второй этап камеральной проверки.

В проведении выездных проверок есть несколько нюансов, о которых предпринимателям следует помнить:

  • проводится она лишь после того, как соответствующее решение примет руководитель налоговой инспекции; при этом составляется документ, в котором указывают название компании, причину и период проверки, перечень налогов, которые заинтересовали инспекторов, и состав комиссии; документ отравляется налогоплательщику для ознакомления (не сделать это – значит, нарушить регламент);
  • выездная проверка проводится в офисе проверяемой компании, но лишь в том случае, если там есть помещение, в котором можно разместить группу проверяющих инспекторов; если такого помещения нет, руководитель компании обязан заранее сообщить об этом, в этом случае изучение документации проводится в стенах налоговой инспекции;
  • если предприниматель изменил фактический адрес, но в ЕГРЮЛ еще не успел внести новую информацию, проверку разрешают проводить инспекторам по прежнему месту нахождения;
  • в рамках выездной проверки дозволяется проверить как один налог, так и несколько.

Другие формы проверок

Получение объяснений – еще одна форма контроля. Закон позволяет сотрудникам ведомства вызывать нарушителя выслушивать его пояснения, если какая-либо информация, им предоставленная, вызовет подозрения или окажется неверной. Заметим, все показания «обвиняемого» заносятся в протокол.

Контроль может быть выражен и в форме проверки данных учета и отчетности. Инспектор вправе направить предпринимателю список тех документов, которые он хотел бы просмотреть. Предоставить их нужно в течение десяти дней с момента получения данного требования. Если проверка выездная, инспектор может затребовать проведение инвентаризации (процедура регламентируется приказом Минфина).

Еще один способ выявить возможные нарушения – осмотреть то помещение, которое предприниматель использует для получения дохода. Например, сдавая его в аренду. Проведение этой процедуры регламентируется 92 статьей НК РФ: в присутствии понятых. В зависимости от обстоятельств, может применяться фото- и/или видеосъемка.

Два года назад, в 2015-м, была введена новая форма проверки – налоговый мониторинг. Она проводится на добровольной основе и только для крупных организаций, чей суммарный доход составляет не менее 300 млрд рублей.

Методы контроля

При проведении проверок инспекторы используют следующие методы контроля:

  • документальный;
  • фактический.

У каждого метода есть свои приемы. Так, применяя первый, сотрудник налоговой использует формальную и арифметическую проверку, дает юридическую оценку или проводит эконом анализ. Применяя второй, инспектор обязан вести учет налогоплательщиков, выслушивать показания свидетелей, проводить  инвентаризацию, привлекать экспертов, если в этом возникает необходимость.

Результаты проверки

Если результаты проверок вызывают недовольство, закон позволяет их обжаловать. Но сначала нужно обратиться в вышестоящую инстанцию, которая назначит вторичную проверку. Если в этом случае останутся разногласия, налогоплательщик вправе подать иск в суд.

Закон окажется на стороне истца, если он сумеет доказать, что инспектор, например, вышел за рамки камеральной проверки. Напомним, он имеет право только проверять документы (список представлен в 88 статье НК РФ), в том числе и декларацию. И еще один нюанс. Камеральная проверка длится 3 месяца. Инспектор может запросить документы, которые содержат информацию, подтверждающую или опровергающую факт нарушения. Они будут иметь юридическую силу, даже если налогоплательщик их предоставит лишь после завершения «камералки».

Заметим, если проверяется декларация НДС с возмещением, то инспектор не вправе требовать документы по тем операциям, что не облагаются данным налогом или освобождены от него. Если требуется предоставить пояснение, то в данном случае оно подается в электронном виде. Это требование вступило в силу в конце января 2020 г. Пояснения на бумажном носителе не принимаются. Более того, налогоплательщик рискует получить штраф в размере 5-20 тысяч рублей.

Итак, существуют разные методы и формы налоговых проверок. У каждой есть свои особенности. В отдельных случаях инспекторы позволяют себе нарушить правила их проведения. В этом случае налогоплательщик имеет право обжаловать результаты проверки, обратившись в вышестоящую инстанцию.