ПБУ расчетов на прибыль

 

ПБУ или как ещё называется положение в бухгалтерском учёте, утвердилось еще в 2002 году. Действует положение более 14 лет и до сих пор задается много вопросов по хозяйственной деятельности предприятия. Положение было прописано на основании приказа финансового министерства в ноябре 2002 года, затем были внесены поправки в феврале 2008 года. Многие фирмы и организации в своей хозяйственной деятельности применяют ПБУ 18 02 учет расчетов по налогу на прибыль. 

Что такое ПБУ

Аббревиатура расшифровывается как «положение бухгалтерского учета». Работник бухгалтерии не в состоянии вникать в эти нюансы каждый раз. Эта самая сложная техническая программа бухгалтера. Имеет много профессиональных терминов. Заставляет бухгалтера делать много проводок.

Все проводки в бухгалтерии, отражающие прибыль и издержки предприятий, регламентируются законом (129-Ф3 ПБУ). Порядок же в принятии доходов и расходов установлен налоговым кодексом. Поэтому возникают всякие различия между налоговым законодательством. Налоговая часто меняет законы, а бухгалтерская отчетность не изменяется. Налоговые изменения влияют на прибыль и расходы, учитываемые в декларациях.

Поэтому используется методика постоянных и переменных разниц. Эта система распространяется только на те организации, которые работают на основной налоговой системе.

Предприятия, использующие спец. режимы и не пользующиеся ПБУ 18 02:

  • «УСН» (упрощенную систему налогообложения).
  • «ЕНВД» (единый налог на вмененный доход).
  • «ЕСХН» (единый сельскохозяйственный налог).

ПБУ 18 02 не применяют на малый и средний бизнес. Еще новая бухгалтерская программа не действует на организации, которые занимаются кредитами, и на бюджетные организации.

ПБУ 18 02 не разъясняет откуда возникают эти разницы. Сама информация о разницах постоянных и временных регистрируется в бухгалтерии в первичных документах.

Поэтому, если был выбран метод ПБУ, то обязательно нужно прописать в учетных документах организаций все данные. Эти расхождения отражаются документально по выделенным разделам.

Способ, используемый для достоверной информации по разницам

Существуют несколько способов для фиксирования разниц у организации, которые возникают в хозяйственной деятельности:

  • Когда отсутствует у компании временная разница, то нужно использовать аналитику к бухгалтерским счетам, разделяя расходы и доходы.
  • Если возникли расхождения в бухгалтерском учете временных разниц, бухгалтерская жизнь серьёзно усложняется. Чем больше возникает разниц, тем сложнее вести учёт по всем видам обособленного учёта. Поэтому ведение внесистемного учёта здесь просто необходимо. И вот тут-то и пригодится программа ПБУ 18 02. Её таблицы расставят все по полочкам.

Сам внесистемный учет подразумевает собой регистр учета бухгалтерских данных. Сюда вносятся данные, которые потом приводятся к общему знаменателю. От 1С отличается тем, что записи проводятся единожды, а не как бухгалтерские двойные проводки.

Получите 200 видеоуроков по бухгалтерии и 1С бесплатно:

Что подразумевается под временными разницами

Если доходы или расходы предприятия признаются как в бухгалтерском учёте, так и налоговом, а разница возникла из-за времени их признания, то эта разница и считается временной.

Если возникают временные расхождения учетов, то может образоваться отложенный налог на прибыль. Эта та сумма, которая влияет на саму величину налога, и соответственно подлежит к выплате в казну государства, в следующий отчетный период. Налог, называют отложенным, который отложен на будущие отчетные периоды.

К временным разницам относится:

  • Расхождения, которые подлежат к вычитанию
  • Разницы, подлежащие налогообложению.

Образование временных вычитаемых расхождений образуется тогда, когда расходы для учёта налогового отражаются позже, а доходы раньше. А в бухгалтерском учете происходит это же с точностью наоборот.

Налог, который был отложен с временных разниц в дальнейшем будет уменьшать саму сумму налога на доходы будущих промежутков.

Пример временной разницы:

ООО «Айсберг» с мая 2016 года ввела в эксплуатацию ОС. Стоимость объекта сначала была установлена в 50 000 рублей. Определен срок использования объекта — пять лет. В аналитическом учете компании был использован линейный метод амортизации, а в бухгалтерии списание производилось пропорционально объемам продукции.

Поэтому суммы амортизационных отчислений налогового учёта и бухгалтерского отличаются. И следственно каждый месяц возникает разница. При окончании срока списания основных средств (они были определены на 5 лет), то показания налогового и бухгалтерского учётов совпадет и приравняется к 50 000 рублей. Вот эта то разница я называется временной. Что она по истечение срока закончится.

Расхождения же постоянные отражаются в каком-нибудь одном учете. Возможно это бухгалтерский или налоговый учет. Отличается он от временного, тем что разница никогда не исчезает, а будет всегда присутствовать.

Для фиксирования всех таких учетов и разработана программа ПБУ18 02.  Она сохраняет все данные, приводит к единому знаменателю. Можно увидеть на приведённом примере:

Расхождения постоянные  БУ – расходы учтены полностью. НУ – расходы неучтенные при безвозмездной передаче имущества и расходы, которые связанны с передачей – расходы прошедших периодов.
Временные расхождения Административные расходы, признанные в налоговом учете, не совпадающие с данными бухгалтерского учета.

Издержки прошедших периодов, которые не учитывались в налоговом учете.

Расхождения, облагаемые налогом НУ — способ амортизации, принятый налоговым учётом, но не соответствующий бухгалтерскому учёту.

 

 

Получите 267 уроков по 1С и бухгалтерии бесплатно:

Гарантируем – никакого спама!