Состав бухгалтерской отчетности

 

Объекты предпринимательской деятельности не просто занимаются ведением учета в бухгалтерском направлении, но и затем, по созданным текущим документам обязаны составить пакет отчетности. Ее используют как для собственных нужд, при внутреннем анализе для принятия решений по управлению, так и для подачи в соответствующие структуры государственного контроля. При этом особую роль играет состав бухгалтерской отчетности.

Осуществляемые функции

Состав бухгалтерской отчетности организации своей сутью являет систематизированное оформление по суммовым показателям, в результате которого можно рассмотреть и проанализировать то, насколько эффективно работает организация и выполняет ли она задачи, поставленные перед ней.

К функциям этой отчетности можно отнести:

  • Информационность
  • Контроль

Первая функция состоит в том, что данная документация позволяет рассмотреть реальные данные как по временным показателям, так и по направлениям работы. То есть, она несет в себе информацию обо всех процессах, которые происходят внутри организации.

Функция контролирования составом бух отчетности, осуществляется за счет того, что, рассматривая его, можно сделать выводы про уже истекший период и составить планы изменений в работе на следующий период. Это очень важно, так как своевременный контроль ситуации позволяет взять в руки и направить в нужную сторону любое положение дел.

Разновидности

Состав и содержание бухгалтерской отчетности определяют тот тип, к которому ее можно отнести. Такими типами являются годовой и промежуточный. Названия подвидов говорят сами за себя: годовой, является логическим завершением итогов годового периода, а промежуточный – может быть за квартал, полгода и 9 месяцев, то есть создает определенные итоги по результатам периода меньшего времени.

Можно также сказать, что состав бухгалтерской отчетности определяется видом фирмы, по которой она составляется. Например, если это объединение предприятий, то отчетность, которая формируется по результатам деятельности дочернего предприятия, будет иметь название первичной. Когда же она имеет отношение ко всему объединении в целом – то сводной. Этот принцип также можно назвать объемом информации, который имеет место для отображения в отчетных документах.

Стоит учитывать, что все виды документов, которые в состав бухгалтерской отчетности входят, могут составляться как за большой годовой, так и за меньший, промежуточный периоды. Все зависит от требований тех, кому данную документацию предоставят на рассмотрение и анализ.

Именно ими должен руководствоваться бухгалтер, при оформлении информации в документах.

Получите 200 видеоуроков по бухгалтерии и 1С бесплатно:

Основной состав годовой бухгалтерской отчетности

Законодательство устанавливает не только формат документов, которые подаются к рассмотрению, но и предоставляет инструкции, а также рекомендации о том, как их заполнять.

Бухгалтерский баланс формирует обобщенное представление о ситуации на начало и конец отчетного периода. В нем указываются общие цифры в виде таблицы из двух частей, которая, по сути, отображает то, чем компания располагает и что ей надо оплатить, а равенство этих сумм говорит о стабильности ситуации и способности предприятия рассчитаться по своим долгам.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются документы, которые могут разъяснить сам баланс и предоставить к рассмотрению более конкретизированную картину. Включение сюда отчета о прибылях и убытках помогает разъяснить ситуацию относительно разновидностей деятельности данной организации, а также предоставить итоговую информацию о ее деятельности в целом. Сумма эта формируется по нарастанию с начала года и в конце, ее результат говорит об общей эффективности деятельности организации.

Дополнительный состав

Дополнительные документы не являются обязательными для всех предприятий, но очень часто предоставляются, так как воссоздают более детализированную картину.

К такому виду логичным будет отнесение отчета об изменениях капитала, который наглядно демонстрирует, как происходят перемены по всем видам капиталов, их причины и последствия. А также то, куда девается нераспределенный вид прибыли. Данный отчет является динамичным, так как предоставляет информацию не только за отчетный период, но и за предшествующий ему.

Дополнительным, но очень важным документом является отчет о движении средств. Он более подробно показывает второй раздел в бухгалтерском балансе. Если быть конкретным, то данный документ фиксирует, каковы запасы денег у предприятия, по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Также в данный отчет включаются те средства, которые легко превращаются в денежные суммы, то есть обладающие высокой степенью ликвидности.

К дополнительным документам также можно отнести и пояснительные записки, без которых иногда можно получить заключение о том, что документация предоставлена неполноценно.

К составам и содержаниям форм бухгалтерской отчетности законодательство предъявляет требования, к которым можно отнести актуальность информации, ее существенность, целостность формирования экономической картины. Но наиболее важным является требование о достоверности информации.

Итак, к бухгалтерской отчетности относится два ее вида: годовая и промежуточная. Годовая, отображает все финансовые процессы и течения за период в год, и состоит из определенного пакета документов. В состав промежуточной отчетности включаются те же отчеты, которые имеют место в годовой.

 

 

Получите 267 уроков по 1С и бухгалтерии бесплатно:

Гарантируем – никакого спама!