Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности

 

Практически все объекты предпринимательской деятельности, в установленном законом порядке обязуются сдавать отчетность бухгалтерского направления. При этом данные в самих отчетных документах не всегда оказываются понятными для рассмотрения, что исправляется с помощью пояснительной записки к бухгалтерской отчетности.

Бланк пояснительной записки

  • Скачать типовой образец обычной пояснительной записки к балансу можно по ссылке.
  • Скачать образец заполнения расширенной пояснительной записки можно по ссылке.

Что включают в состав записки к отчетности

В составе пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности все предприятия и организации должны отображать:

  • Основные, характеризующие эту организацию сведения
  • Информацию, касательно лиц, являющихся собственниками
  • Тезисные понятия по учетной политике
  • Краткую характеристику основной деятельности
  • Разъясняющую информацию по существенным отчетным моментам
  • Принятые учредителями решения, касательно раздела прибыли

Некоторые организации имеют необходимость показывать данные, касательно аффилированных лиц, сегментов рынка по осуществляемой деятельности. Также, данный документ должен отображать все, непредусмотренные отчетностью ситуации, когда деятельность компании претерпевала изменения. Например, когда имело место временного прекращения деятельности или перемены в политике и сферах работы.

Структурный состав документа

Особой формы, по которой должен составляться данный самостоятельный документ, законодательством не предусмотрено, поэтому его составление имеет свободный характер. Но основные требования сохраняются по отношению к записке от предприятий любого вида, а посему, мы можем рассмотреть примерный ее структурный вид.

  1. Первым разделом предоставляется информация общего характера. Здесь описываются все данные касательно предприятия, включая форму его организации, количество сотрудников, все основные коды и прочее.
  2. Темой второго раздела чаще всего является избранная предприятием учетная политика. Тут имеет место отображения главнейшие ее положения, а также понесенные изменения или планирующиеся.
  3. В третьем разделе дается сравнение по существенным показателям касательно этого отчетного периода с прошедшими периодами. В том случае, когда находятся определенные несоответствия, данная часть предоставляет объяснение им.
  4. В четвертом разделе осуществляются процессы проведения анализа и оценки деятельности, ее прибыльности.
  5. Пятый, обязательный раздел, предоставляет пояснения статей бухгалтерского баланса, а также отчета по прибыли и убыткам.

В зависимости от необходимости, в записку могут быть включены и другие разделы. Например, предоставляться сегментарная информация, данные о временному прекращению деятельности. По событиям, которые имели место быть после отчетной даты.

Смотрите также большое видео о пояснительной записке и балансе в целом:

Получите 200 видеоуроков по бухгалтерии и 1С бесплатно:

Отображение информации в записке

Данная записка, потому и пояснительная, что она имеет разъяснения к данным, которые указанным в других отчетных документах. Вот только эти данные имеют немного видоизмененный формат. Так, записка составляется текстовым методом, чтобы показанные в документах операции, суммы и процессы, приобрели более простой для восприятия и последующего рассмотрения вид.

Также, этот документ всячески способствует рассмотрению отдельных бухгалтерских статей в тенденции развития. Это достигается благодаря принципу сопоставимости, который обязательно используется при формировании пояснений. Министерство Финансов, требует сопоставлять данные за два года. Данный объем времени является оптимальным для формирования какого-либо мнения, потому что, если использовать более большой промежуток, то данные, указанные в документе, потеряют свою логическую значимость.

Важным вторым принципом, актуальным для записки, является принцип существенности. Это говорит о том, что к сравнению предоставляются периодические данные по наиболее важным статьям бухгалтерского учета. Малозначимые и не оказывающие влияния на общий итог статьи, в состав данного документа включаться не должны.

Информационный состав данного документа может быть неукоснительным и специфическим, в зависимости от того, что является объектом пояснений. Причем эта информация может быть предъявлена не только в числовом, но и в текстовом представлении.

Целевое назначение документа

Записка с поясняющим содержимым, позволяет более полноценно рассмотреть информацию, представленную в годовой отчетности бухгалтерского направления. В том случае, если она имеет неправильное или даже неграмотное составление, то может быть проигнорирована и не взята во внимание проверяющими органами, что может повлечь за собой определенные проблемы для объекта предпринимательской деятельности. Именно по такой причине, стоит внимательно рассмотреть принципы и форму заполнения данного бухгалтерского документа.

Также, если проводится аудиторская проверка компании, а записка составлена не была, то заключением аудитора будет указано на неполное составление необходимых документов. За что на объект предпринимательской деятельности могут наложить штраф, а также привлечь к ответственности административного направления главного бухгалтера исследуемого предприятия.

Но данная документация составляется не только по направлению проверяющих органов. По требованию учредителей, даже отчетность промежуточного характера может потребовать наличие пояснительного документа.

Итак, пояснительная записка, как отдельный бухгалтерский документ, имеет важнейшее значение при сдаче отчетности на рассмотрение контролирующими органами или руководящим организацией лицам, так как обеспечивает полноту отображаемой в отчетности информации.

 

 

Получите 267 уроков по 1С и бухгалтерии бесплатно:

Гарантируем – никакого спама!